[Главная]   [Татами]   [Семинар]   [Дзен]   [Байки]   [Тексты]   [Чайная] 

Путь и Сила стратегии.


     В японском языке существует два суффикса, которые обычно используются в названии многих видов искусств: До и Дзюцу.

Дзюцу можно грубо перевести как «наука» или «искусство». ДО, которое читается как МИТИ, если употребляется как самостоятельное слово, означает «дорога» или «путь». Отсюда мы получаем такие названия как кэндзюцу, искусство фехтования, и кэндо, Путь Меча. Суффикс дзюцу дает ощущение акцентуации главным образом технического аспекта (например, инженерная наука или искусство кладки кирпича). Это не означает, что дзюцу исключительно физическое искусство, оно может быть и ментальным, как, например, игра в шахматы. Суфикс до подразумевает гораздо больший духовный контекст : он дает ощущение того, что искусство становится образом жизни и имеет глубокие философские цели.

В последнее время стало популярным мнение, что будзюцу, искусство войны, служит для самозащиты, а будо – Путь войны – для самосовершенствования. Это ограниченное и не совсем верное упрощение. Немного лучше звучит, что будзюцу изучают, а будо – следуют. Тем не менее даже это определение дзюцу и до оставляет желать лучшего.

Если вы пришли в додзё и изучаете физические и ментальные техники РЮ, то вы изучаете будзюцу. Вам не обязательно использовать его для самозащиты. Есть масса других возможностей его применения. Вы можете использовать эти техники для нападения, как использовал бы их солдат. Или подобно многим ученикам, вы можете относиться к РЮ как к исключительно культурным упражнениям, способу сохранения интересного аспекта древнего общества. И третье распространенное мнение – рассматривать РЮ как способ чисто физической тренировки тела.

Проблема заключается в том, что рю используют суффиксы дзюцу или до как часть своего торгового имени. А не как обозначение родовой принадлежности. Хорошей иллюстрацией служит современное дзюдо. Когда искусство практикуется как соревновательный вид спорта, ученики дзюдо технически занимаются дзюдзюцу. И наоборот, ученики классического дзюдзюцу на самом деле занимаются дзюдо. Новичка всё это может запутать. Более того, исследование этих различий на самом деле не дает ответа на вопрос «Что такое Путь?». Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны заглянуть гораздо глубже.

До – это японское произношение китайского слова ДАО, означающего дорогу или путь. В философии Лао Цзы этот термин используется для описания абсолютной реальности. Лао Цзы в первом из восьмидесяти утверждений говорит : "Высказанное слово не является истинным". Это значит, что конечная реальность, истинная сущность чего-либо, лежит за пределами понятий и дефиниций. Это прототип неопределенности Гейзенберга**, сформулированный гениальным китайцем 2500 лет назад, означает, что вы можете высказать часть истинны, но никогда не выскажете ее полностью.

И хотя определить конечную истину не возможно, аналогия поможет нам в этом. Использование аналогий не научно, однако, ввиду исключительности исследуемого предмета (конечная истина), в данном случае, это необходимо.

Например, если вы изучите столы, то обнаружите, что существует огромное количество их разновидностей. Столы могут быть кофейными, обеденными, игорными и т.п. Еще один тип – рабочие столы; здесь опять же существует множество разновидностей : компьютерные, офисные, руководителя, секретаря и т.п. Если вы еще расширите область исследования, то обнаружите массу полок и скамеек, которые так же являются определенной разновидностью столов.

Когда вы посмотрите на все эти столы как на единую группу, то обнаружите, что между ними мало общего, Количество ножек, форма столешницы и т.п. могут варьироваться по формам и количеству (вплоть до отсутствия). Чертежный стол не горизонтален, а столешница некоторых компьютерных столов даже не плоская. И всё равно есть НЕЧТО, делающее все эти предметы столами. Это НЕЧТО, эта СТОЛОВОСТЬ и есть ДАО столов. Вы никогда не сможете определить его с помощью слов, так как вы будете ограничивать себя определенным типом слов. Это дает хорошее рабочее определение МИТИ, Пути. Кэндзюцу стало точной наукой, чем-то таким, чему можно научиться. С другой стороны, кэндо представляет собой Путь Меча. Его можно понять, но нельзя выразить вербально – знание о нем ПРИХОДИТ ИЗНУТРИ. Абсолютно аналогично с Айкидо ! Понять Айкидо означает понять нечто неуловимое, выходящее за рамки отдельных РЮ и ВАДЗА, Как понять дзен. Обретение этого понимания называется Сатори, просветление. Это осознание того бесформенного и неопределенного НЕЧТО, стоящего за всеми вещами.

Так зачем беспокоиться ? В то время как определение эзотерично, причина беспокойства практична. Кэндзюцука ограничен техниками, которые он выучил. Кэндока или айкидока свободен от таких ограничений. И поскольку он понимает суть техник, то может свободно создавать новые техники для новых ситуаций. Поскольку эти новые техники рождаются из сущности его РЮ, то они будут прекрасно сочетаться со стилем ранее существовавших техник. И хотя суффиксы дзюцу или до не употребляются со словом хэйхо, принцип остается тем же самым. Хейхо – это искусство стратегии. Они состоят из техник применения техник. Они превосходят гихо (определенная техника), но это еще не конец. Боле глубокое изучение обнажает последний слой – хэйхо но мити или айки.

Хэйхо но мити ( айки )


Если вы постараетесь представить природу конфликта в образе дерева, то увидите, что техники разрешения конфликта – это листья, а стратегии – ветви. У вас должно быть и то и другое. Ветвь без листьев бессмысленна, а листья без ветви лишены поддержки.

Рю дролжно восприниматься как живое существо. Его листья – это техническая работа, его ветви – это стратегическая работа. Однако ни то, ни другое не являются целью Мастера. Следовать Пути Стратегии означает идти к самым корням дерева войны. человек, овладевший Путем Стратегии, волен путешествовать вдоль любой ветви к любому листу, какому он пожелает. Технический специалист ограничен рамками известных ему техник и живет в очень маленьком мире – он не в состоянии справиться с новыми ситуациями, если специально не тренирован для них. Это может быть достаточным для его нужд только в случае, если он маленький человек. Одна из печально-комичных вещей, связанных с будзюцу и будо на Западе – это феномен молодых людей, создающих новые рю только потому, что они были не достаточно хороши ( или недостаточно терпелива (!)), чтобы достичь какого-либо статуса в уже существующей школе. От них часто можно услышать такую громкую фразу : «Я беру самые лучшие техники из всех стилей и объединяю всё вместе». Печально во всем этом то, что молодые люди никогда не видели этих ЛУЧШИХ техник ! Они скрыты и раскрываются последователям РЮ постепенно и поэтапно после многих тренировок, передача таких знаний и сопровождается вручением соответствующих свидетельств и дипломов.

На самом деле эти молодые люди берут РАЗМИНОЧНЫЕ упражнения уровня сёдэн нескольких РЮ, обычно без всякого контекста (!), и перетасовывают их, получая новую систему. А поскольку они НЕ ПОНИМАЮТ роли стратегии как объединяющей силы РЮ, то их новые стили безжизненны хоть и зрелищны внешне. Эти очень странные деревья похожи на палки, к которым приклеили разнообразные листья.

Безусловно, есть те, кто не относится к такой категории, у них позади десятилетия тренировок в одном или нескольких существующих стилях. Этот тип людей, к которым вы автоматически обратитесь «сэр», если встретите их в жизни. Почему ?

У каждого РЮ своя хэйхо. Иногда она имеет формальное название и указана в расписании (занятия на тактику и стратегию) занятий школы, иногда она лишь подразумевается. Какой бы ни была система, хэйхо является фундаментальной частью каждого РЮ. Она дает РЮ приспосабливаемость и прочность, необходимые для того, чтобы оно могло существовать на протяжении веков в этом стремительно меняющемся мире.

В начале своих тренировок вы будет изучать гихо – различные техники своего РЮ. Начиная с простейших, вы постепенно дойдете до техник высокого уровня, которые максимально разовьют ваше тело И СОЗНАНИЕ. Только после того, как вы овладеете достаточным количеством техник, вы сможете приступить к изучению стратегии, которая занимается применением техники. Даже после того, как вы овладеете многим стратегиями и будете активно следовать Пути Стратегии, ваши тренировки должны оставаться физическими, потому что слова никогда не смогут описать Путь – это нечто такое, что скорее можно почувствовать, чем понять. Физическая тренировка оставляет физические воспоминания. Если тренироваться правильным образом, то ваши знания станут инстинктивными, а не интеллектуальными. (!!!). Это общее обязательное условие, если вы хотите быть человеком ИСПОЛЬЗУЮЩИМ стратегию, а не просто человеком, знающим о ней !

«Из одного получается два, а из двух получается десять». Эта старинная поговорка иллюстрирует цель тренировки. Путь Стратегии – это одно, из которого получается десять тысяч. После многих лет тренировки вы сможете увидеть ЭТО ОДНО и БУДЕТЕ ИМ ТРАНСФОРМИРОВАНЫ.

Солдат каждое сражение рассматривает как уникальное, но для стратега это не так. Стратег не видит разницы между собранием Совета Директоров, дракой в баре и межнациональным конфликтом. Для такого человека нет уникальных ситуаций – есть только разнообразные применения центральной стратегии. Он подходит к сражению на море и к рекламной компании с одинаковым чувством. Стратегия в обоих случаях остается одной и той же, только инструменты разные.

Тот простой факт, что стратегия больше чем техника, а техника больше чем инструмент, должен постоянно подчеркиваться. В наборе механика может быть много различных инструментов, но физических действий, совершаемых при их использовании, всего несколько. Одно движение может быть использовано для манипуляции целым рядом различных инструментов, а одна стратегия может быть использована для манипуляций еще большим количеством движений.

Один враг – это то же самое, что много врагов. Ваш противник может быть отдельной личностью, корпорацией или армией. Это не имеет значения, Путь Стратегии не делает между ними различий.

(принцип Гейзенберга : принцип неопределенности в квантовой механике, утверждающий, что одновременное точное измерение скорости и координат мельчайших частиц невозможно)